Сельский лечебник, или Словарь врачевания болезней, бывающих в роде человеческом, в роде скотском и птиц домашних
Abstract
Сельский лечебник, или Словарь врачевания болезней. Часть 1. Врачевание болезней, бываемых в роде человеческом. Часть 2. Врачевание болезней, бываемых в роде скотском. Часть 3. Врачевание болезней, бываемых в роде конском и в роде птиц домашних. Об авторе: Чулков, Михаил Дмитриевич (1740—1793) — замечательный литератор. О жизни его сохранились чрезвычайно скудные сведения. В предисловии ко 2-му изданию его Записок экономических сказано, что Ч. в младолетстве обучался в московском университете и, изучив одно токмо начальное основание словесных наук, взят был из оного с прочими по именному указу и определен на службу. К этим данным можно прибавить только то, что в 1790 г. Ч. был надворным советником и секретарем сената. С ранней молодости он отличался необыкновенной любовью к литературе и писал почти беспрестанно сочинения всякого рода. Ч. был одним из самых плодовитых и разносторонних писателей XVIII в., и небесталанным. Митрополит Евгений свидетельствует, что Ч. около 20 лет возраста своего (следовательно, в 1760 г.) отличал уже себя многими изрядными стихотворениями и романами. Первые опыты Ч. остаются для нас неизвестными знаем только, что в 1767 г. он издал Краткий мифологический лексикон, да, по Сопикову, в 1766—68 гг. выпустил в 4 частях Пересмешник, или Славянские сказки (Евгений указывает только одно второе издание, 1783—89 гг.). В первом периоде своей деятельности Ч. чувствовал склонность к беллетристике и сатире. В эпоху сатирических журналов Ч. издавал два небольших сатирических журнала: И то, и Cе (1769 г.) и Парнасский Щепетильник (1770 г.), в которых немало следов полемической борьбы с литературными противниками: особенным его нападкам подверглись романист Ф. А. Эмин и В. И. Майков. Их осмеял он и в сатирической поэме Плачевное падение стихотворцев (впоследствии эта поэма вышла отдельной книгой, в СПб., без обозначения года, вместе со стихами на качели, на семик и на масленицу). В период увлечения сатирой Ч. издал первую (больше не было) часть необыкновенно популярного у наших предков романа Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины (ч. I, СПб., 1770). По своей внешней фабуле он является сколком с французских романов приключений типы, выводимые в романе (ухаживатель Ахаль, Светон, секретарь), часто встречаются в сатирических журналах. Надо предположить, что обстановка жизни Ч. содействовала возникновению в нем склонности изучать песни, сказки, обряды и суеверия народные. В его журналах заслуживают внимания и стиль, по изобилию пословиц и поговорок приближающийся к народному, и нередкие этнографические заметки, и народные песни. После издания журналов Ч. обращается к большим сводным трудам этнографического характера. Первым таким трудом было Собрание разных песен. Мы знаем, что первые две части этого собрания были напечатаны по распоряжению императрицы Екатерины II и были готовы в 1776 г. (приводимое всюду указание на то, что собрание песен Ч. в 4-х частях было напечатано в 1770—75 гг., неверно, ибо 19 июля 1776 г. Ч. ходатайствовал о разрешении императрицы печатать и остальные части сборника см. Архив дирекции Императорских театров, отд. II, стр. 101, СПб., 1892). Первое издание песен, сделанное Ч. при сотрудничестве Михаила Попова, в настоящее время не находимо и мы знаем о нем только по последующим. Второе издание было сделано Н. И. Новиковым в 1780—81 гг. оно было дополнено двумя частями и в литературе известно как Новиковский песенник (Новое и полное собрание российских песен, содержащее в себе песни любовные, пастушеские, шутливые, простонародные, хоральные, свадебные, святочные, с присовокуплением песен из разных российских опер и комедий впоследствии издание повторялось). Ч. заносил в свое собрание не только народные песни, которые, можно догадываться, он не записывал со слов, а списывал с тетрадей грамотеев, но и модные романсы современных ему авторов и арии из комических опер. Значение сборника Ч. велико: до него не появлялось такого богатства народных песен, и он первый стал печатать песни без изменений и поправок стиля. В истории изучения русской народности Ч. принадлежит почетное место. Собирание песен современникам его казалось по меньшей мере делом совершенно излишним, если не вредным: даже митрополит Платон отозвался о песнях, переизданных Н. И. Новиковым, как о сумнительных. В 1780 г. Ч. приступил к новому этнографическому собранию, значительно низшему по своей научной ценности. В 1780—83 гг. в университетской типографии у Новикова были отпечатаны в 10 частях Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие оставшиеся через пересказывание в памяти приключения. Ч. отличался большой любовью к памятникам народного творчества, но не обладал этнографическим пониманием, которое, впрочем, в то время еще и не привилось он считал вполне возможным обращаться с былинами и народными рассказами по своему усмотрению. Ни одна из тех повестей, которые рассказываются в харчевне, не занесена им в подлинном виде: он изменял, переделывал, дополнял их по рыцарским романам, по изданиям Bibliothèque bleue. В 1782 г. вышел его Словарь русских суеверий, который был переиздан в 1786 г под заглавием: Абевега русских суеверий, идолопоклонничества, жертвоприношений, свадебных, простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч.. Для своего времени это был замечательный этнографический труд, которым в наше время находил возможным пользоваться А. Н. Афанасьев, в своих Поэтических воззрениях славян на, природу. От занятий этнографией Ч. перешел к занятиям историей промышленности и юриспруденцией. Труды Ч. по истории торговли до сих пор совершенно не оценены. Им написано и по повелению императрицы за счет ее кабинета издано огромное Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древних времен до настоящего и всех преимуществ, узаконений и т. д.. (М., 1781—1788, 7 частей, в 21 томе величайшая библиографическая редкость). Труд Ч. основан на изучении архивных материалов и для истории нашего торгового законодательства имеет важное значение. В 1788 г. появилось извлечение из этого труда: Краткая история российской торговли (М.). Из Описания же извлечены Словарь учрежденных в России ярмарок, изданный для обращения в торговле (М., 1788) и Наставление необходимо нужное для купцов, а особливо для молодых людей (М., 1788). К области практической экономии относятся Записки економические для всегдашнего исполнения в деревнях прикащику и рачительному эконому (М., 1788 2-е изд., 1790). Ч. одному из первых пришла в голову мысль популяризовать русские законы и издать справочную юридическую книжку. В 1791—1792 гг. вышел в 5 книгах его Словарь юридический или свод российских узаконений, временных учреждений суда и расправы. В первой части узаконения были расположены в азбучном порядке, во второй — в хронологическом, с Уложения по 1790 г. (первая часть была переиздана в Новгороде в 1796 г.). Затем Ч. был начат Сельский лечебник, или Словарь врачевания болезней, бывающих в роде человеческом, в роде скотском и птиц домашних (при жизни Ч. вышло в Москве, в 1789—90 гг., 4 части после его смерти, в 1803 г., вышла 5-я). Остальные напечатанные труды Ч.: Похождение Ахиллесово под именем Пирра до осады Троянской (СПб., 1709 2-е изд., М., 1788, по Сопикову) Оберон, поэма Виланда в 14 песнях (перевод с немецкого, М., 1787) Переложение в стихах прозаического с французского перевода писем Петрарки к любовнице его Лори (указание самого Ч. по росписи Сопикова эта книга неизвестна). В рукописях остались многие сочинения Ч., как проект вечного мира, примечания об экономических крестьянах, проект о заведении купеческого банка, словарь русского языка, словарь земледелия, скотоводства и домостроительства, поэма в девяти песнях о Самозванце Гришке Отрепьеве и др. Добавим еще сообщение Ч. о том, что его комедия, до нас не дошедшая, под заглавием: Как хочешь, назови, представлялась неоднократно в придворном театре в С.-Петербурге. Общей оценки деятельности Ч. не существует. Ч. был в своем роде Ломоносовым, конечно, меньших размеров. Его труды энциклопедического характера принесли большую пользу русскому обществу труды по истории русской торговли составляют солидное ученое исследование этнографические его своды сыграли большую роль в истории изучения русской народности. /Брокгауз и Ефрон/
Collections
- Libgen [81666]