Аттила и Русь IV и V века. Свод исторических и народных преданий
Abstract
Вельтман, Александр Фомич [1800—1870] — романист, поэт, археолог. Сын офицера — смотрителя Московской долговой тюрьмы, учился сначала в Благородном пансионе при Московском университете, затем в Петербургском пансионе братьев Терликовых. С 1816 служил в армии, участвовал в турецкой войне 1828—1829. В 1831 вышел в отставку в чине подполковника. К этому же году относится начало его лит-ой известности. В начале 40-х гг. пристрастился к археологии. В 1842 получает место помощника директора Оружейной палаты, а после смерти Загоскина назначается ее директором [1852] и занимает эту должность до смерти. Состоял членом обществ: Истории и древностей российских и Любителей российской словесности. Редактировал издание Древностей Российского государства. Исторические и археологические работы В. (Начертание древней истории Бессарабии, Достопамятности Московского кремля, Московская оружейная палата, Индогермане или сайване, О свевах, гуннах и монголах, Атилла и Русь IV — V в. и др.) отличаются необузданной фантазией, свойственной романтизму, и серьезного научного значения не имеют. Своей лит-ой известностью, несмотря на то, что он является автором ряда стихотворений и повестей в стихах, Вельтман обязан исключительно своей прозе, к-рая и определяет его значение в истории русской литературы. В 1831 он выпускает первые три части Странника, поставившего его сразу в ряд первостепенных прозаиков. Кащей бессмертный [1833] имел уже исключительный успех, встретил всеобщее одобрение критики и упрочил за В. репутацию замечательнейшего романиста. Из его следующих произведений следует отметить: Святославич, вражий питомец [1835], Александр Филиппович Македонский [1836], Сердце и Думка, два сборника Повестей [1836 и 1843], Новый Емеля или превращение [1845] и романы из цикла Приключения, почерпнутые из моря житейского: Саломея [1848], Чудодей [1849], Воспитанница Сарра [1862] и Счастье-несчастье [1863]. Хотя последние романы В. вышли в 60-х гг., он уже начиная с конца 40-х гг. сходит с литературной авансцены; временем исключительной его популярности являются 30-е гг.
Collections
- Libgen [81666]