dc.description.abstract | Британский философ, выпускник Кембриджа и последователь Л.Витгейнштейна, Стивен Эделстон Тулмин получил признание и популярность на Западе в основном благодаря своей постпозитивисткой концепции развития науки, основанной не на революционном процессе как у Томаса Куна, не на методологической доктрине как у Карла Поппера (более полное знание через более истинные суждения), а исключительно на эволюционной программе исследования науки, во многом схожую с моделью эволюции Дарвина. Если центральным элементом человеческого понимания являются понятия, то насколько адекватны сами понятия, которые мы используем? Развивая идею социокультурной обусловленности понятий, и тем самым расширяя, со слов самого автора, сферу действия попперовского "третьего мира", Стивен Тулмин проходит долгий путь от неопозитивизма, махизма к эпистемологическому эволюционизму. То есть прогресс науки и рост человеческого знания заключаются во все более глубоком и адекватном понимании - "более глубокое понимание через более адекватные понятия", одним словом "эволюция науки". Работа "Человеческое понимание" представляет собой итог пережитой автором эволюции. | |