Московские цари и византийские василевсы
Abstract
Цель предлагаемого Вашему вниманию исследования русского историка В. И. Саввы - «принести посильную лепту для разрешения сложного и обширного вопроса о влиянии Византии на Русь». Более конкретно оно посвящено вопросу преемственности русской царской власти из Византии, об усвоении византийских представлений о главе государства. Автор касается основных религиозных и политических теорий периода становления самодержавия, обосновывавших царскую власть московских государей и их право смотреть на себя как на наследников византийских василевсов.На смену древнему обряду вступления на княжеский престол при Иване III из Византии пришёл обряд великокняжеского венчания, со временем всё более и более усложнявшийся. Однако церковно-гражданские обряды, привнесённые из Константинополя (в первую очередь, под влиянием Софьи Палеолог), в русских условиях претерпели определенные изменения и переосмысления. Профессор Савва одним из певых обнаружил, что «в поисках международного признания российские правители не указывали на преемственность своей власти от Византии». Можно утверждать, что Московское царство явилось не столько продолжением, сколько обновлением византийской истории. Идея «Третьего Рима» и неразрушимости Ромейского царства утвердила преемственность власти царской и духовной, а вместе с тем - и мысль об исторической ответственности царства, оставшегося после падения Византийской империи и иных существовавших ранее православных царств, его роль как духовного и политического защитника православия.
Collections
- Libgen [81666]